Что такое вагонка и как ее производят

Находясь перед выбором «штукатурка или обшивка», мы всё чаще отдаём предпочтение сухим методам отделки и многоуровневым конструкциям, которые обладают обилием технологических преимуществ перед массивами и монолитами. Сейчас много есть интереснейших финальных материалов, созданных искусственно, но отделки из настоящего дерева являются классикой жанра, и с каждым годом она становится только популярнее. Даже в третьем тысячелетии нет равнозначной замены древесине — стильной, абсолютно экологичной, простой в обработке. Вариантов декорировать жилище самым естественным материалом не очень много — это разные декоративные щиты, обрезная/необрезная доска, вагонка. Однако последняя будет, пожалуй, самым практичным, высокоэффективным и выигрышным вариантом.

Что такое вагонка

Предприятия, которые специализируются на переработки леса, помимо строительных пиломатериалов (брёвен, досок и брусьев), среди своей продукции выделяют так называемый «профилированный погонаж», куда причисляют и вагонку. Вагонкой называют тонкую обрезную доску (от 7 до 20 мм) со строганными плоскостями, приспособленную для облицовки разных поверхностей. Ширина каждой планки также невелика — в среднем от 90 до 150 мм. Когда-то остовы железнодорожных вагонов обшивали тонкой неширокой доской, иногда с подобранными четвертями или без таковых. Отсюда происходит это таинственное название «вагонка».

Основной отличительной характеристикой современной вагонки считается наличие на каждой ламели паза и гребня, которые разрешают быстро и легко осуществлять комплектацию облицовок. По этому критерию вагонкой могут именовать пластиковые, МДФ, алюминиевые финишные панели. Сырьём для изготовления настоящей вагонки может выступать любая доступная изготовителю древесина, каких-то определённых ограничений нет.

Как ее производят

Если мы желаем выбирать вагонку сознательно, научиться правильно её сохранять и применить, то нужно осознавать, какие цели стоят перед изготовителями, какими методами они решаются.

На первом этапе бревно распускают на обрезную доску. В большинстве случаев выполняется поперечный распил ствола, но изделия самого высокого качества получают путём радиальной распиловки (от центра к краю, перпендикулярно годовым кольцам). Изделия, получаемые радиальным распилом, имеют идентичную текстуру и тон, они самые прочнейшие и устойчивые по геометрии.

Далее доски поступают в сушильные камеры, где под влиянием высокой температуры, давления и пара древесина выдерживается в течение 8–12 дней. За это время заготовки утрачивают в весе, становятся прочнее, более стабильными к биологическим заражениям. Влажность досок принудительно доводится примерно до 8–10 процентов, потом она может повыситься не более чем до 15–16%.

Следующим этапом является строжка. Станки с огромным количеством фрез, действующих с четырёх сторон, формируют нужный профиль готового изделия. Сформировывается лицевая плоскость, нарезается шип (гребень) и паз. На тыльной стороне ламелей, как правило, нарезаются продольные пазы, которые служат для компенсации температурного расширения, отвода влаги при вертикальном монтаже, вентиляции задней плоскости облицовки.

Теперь вагонка торцуется и подвергается сортировке. В зависимости от содержащихся дефектов она распадается на несколько штабелей. На этой стадии изготовители могут вырезать из ламелей неделовые, повреждённые участки, получая продукцию более высокого сорта, но меньшей длины. Обычно в продаже можно встретить вагонку длиной от 30 см до 3 метров. Длинные ламели применяются для облицовки стен и потолков, а короткие дощечки есть смысл приобретать для подшивки разных конструктивных элементов с маленький площадью — например, кровельного свеса.

Большинство изготовителей пакуют рассортированную вагонку в термоусадочную полимерную плёнку, по восемь-десять ламелей в пачке. Так им удаётся даже при долгом хранении поддерживать заданную влажность изделий. Кстати, для обеспечения вентиляции торцы упаковок не закрываются.